Главная » 2012 » Май » 11 » Спаивание чугунных решеток. Народные секреты.
21:39
Спаивание чугунных решеток. Народные секреты.
713 секретов производственных технологий (справочник).

Печатается по изданию: 713 секретов производственных технологий, товарищество "Русия" СКИТ - Центр, 1992 г.

Автор - составитель Королев В. А.
OCR Сергей Каштанов kserh@yahoo.com

Эти не только древние, но и интересные рецепты не потеряли актуальности и в нынешнее время.
Правда, хочу заметить, что не все из них безопасны.
Особенно те, где используется ртуть и соли тяжеых металлов (в частности это касается раздела "Парфюмерия").

Так что думайте Сами.
 
 
1. Закалка стали
Как известно, стали можно придать путем особой закалки такую твердость, что она будет резать стекло, подобно алмазу.
Но не всем известно, что существует очень простой способ для придания стали такой твердости.

Шило, лезвие ножа или другой инструмент накаливаются добела и тотчас же погружаются в обыкновенный сургуч на одну секунду.
Эту операцию повторяют беспрерывно, выбирая каждый раз для погружения свежее место в сургуче, до тех пор, пока сталь не остынет и не будет больше входить в сургуч.
Тогда процесс закалки считается законченным.
Остается снять приставшие частицы сургуча.

При употреблении закаленного таким способом острия или лезвия из стали рекомендуется каждый раз смачивать их скипидаром.
 
2. Способ мягчения ковкого железа

При некоторых тонких работах, как, например, художественно-слесарные, бывает крайне желательно, чтобы ковкое железо, отличалось наибольшей мягкостью.
Ввиду этого заслуживает внимания следующий способ обработки железа.

Железо нагревают докрасна и охлаждают в жидком зеленом мыле.
Затем вторично нагревают докрасна и погружают в известковый порошок, где и дают ему полностью остыть.

Обработанное таким образом железо при большой ковкости приобретает вместе с тем и наибольшую мягкость.
 
3. Сверление железа

Вот один из простых и вместе с тем в высшей степени своеобразных способов сверления кованого железа-бруска, пластинок и т.д.

Прежде всего следует запастись палочкой серы такой толщины и такой формы (круглой, трехгранной или четырехгранной), какого размера и какой формы желают просверлить отверстие в железе.

Эту палочку нетрудно приготовить, так как сера легко плавится и поэтому легко может быть отлита в ту или другую форму.
Затем остается накалить железо добела и упереть палочку серы в ту часть железного бруска или железной пластины, в которой хотят просверлить отверстие.

Палочка серы при данных условиях входит в железо легко, "словно в сыр", причем проделанное отверстие по форме и размерам вполне отвечает форме и толщине палочки из серы.
 
4. Футеровка для кузнечных горнов

Рекомендуется следующий состав: 20 частей шамота, 20 частей чугунных стружек, 1 часть поваренной соли, 0,5 части хлористого аммония.
Перемешивают в сухом виде и смачивают водой настолько, чтобы образовалась пластичная масса.
 
5. Спаивание чугунных решеток

Приготовляют массу из 6 г серы в порошке, 6 г свинцовых белил в порошке, 1 г буры в порошке и смачивают концентрированной серной кислотой.

Этой массой покрывают тонким слоем места перелома и сильно спрессовывают их, сдавливая проволокой.
В таком виде спаянные части остаются около пяти дней, после чего проволоку снимают.

Если части были хорошо пригнаны, то не замечается ни малейшего следа спайки.
 
6. Холодная спайка

Некоторые предметы, как известно, нельзя спаять при высокой температуре, не подвергнув порче.
Для таких предметов рекомендуется следующий состав.

Осажденная в порошкообразном состоянии медь перемешивается в фарфоровой ступке с концентрированной серной кислотой до получения некрутой тестообразной массы, к общему весовому количеству которой добавляют постепенно, при постоянном размешивании, 70 частей ртути.

Когда таким образом получится однородная амальгама, ее хорошо промывают в горячей воде для удаления кислоты и затем дают ей остыть.
Спустя 10-12 часов амальгама становится настолько твердой, что режет олово.

В таком виде состав уже вполне готов к употреблению, для чего его нагревают до консистенции размягченного воска и спаивают предметы; остыв, эта амальгама очень крепко держит спаянные части.
 
7. Простой способ лужения

Берут 10 весовых частей поваренной соли, распускают в 20 частях азотной кислоты, после чего к этому раствору добавляют 10 частей хлористого олова (оловянной соли) и 2,5 части хлористого аммония (нашатыря).
К полученной смеси добавляют еще 40 весовых частей соляной кислоты и затем разбавляют ее небольшим количеством воды.

Приготовленная таким образом смесь вполне готова к употреблению.

Подлежащий лужению предмет должен быть предварительно очищен самым тщательным образом, затем все части его, которые не должны быть покрыты полудой, старательно натираются салом, после чего предмет погружают в приготовленную вышеуказанным способом смесь, в которой и оставляют, пока слой полуды не достигнет надлежащей толщины.

Тогда, вынув предмет, остается только тщательно вымыть его, чтобы он был вполне годен к употреблению.
8. Сообщение оловянному припою медного цвета

Как известно, для припоя медных частей чаще всего употребляется олово, но такой припой отличается одним недостатком: в местах спайки олово некрасиво выделяется белым пятном или белой полосой на медном фоне спаянных частей.

Для устранения такого недостатка рекомендуется следующий несложный прием: места припоя покрываются насыщенным раствором медного купороса, для чего 10 частей купороса растворяют в 35 частях воды и покрытые части припоя растирают затем железной проволакой и этим способом омедняют спайку, после чего вторично покрывают спайку раствором из 1 части насыщенной купоросной меди и 2 частей насыщенного цинкового купороса и растирают такое покрытие цинковой палочкой.

Обработанные таким образом места спайки могут быть отполированы, и тогда выступающие части оловянного припоя совершенно сливаются с медным тоном спаянных частей.
 
9. Полировка железа

Подлежащие полировке железные изделия погружаются на некоторое время в смесь, состоящую из 1 части серной кислоты на 20 частей по обьему воды, затем предмет вынимается, тщательно прополаскивается водой и высушивается в древесных опилках.

После высушивания его тотчас же погружают на одну-две секунды в азотную кислоту, после чего вновь пропаласкивают водой, вновь высушивают в древесных опилках и затем тщательно вытирают.
При этом поверхность предмета становится блестящей, как стекло.

Только вышеуказанным способом можно достигнуть такой совершенной полировки.
 
10. Окончательная отделка слесарных изделий

Чтобы придать слесарным изделиям красивый вид, прибегают к различным средствам смотря по характеру работы.

Мелкие художественные поковки приобретают красивый вид, если по окончании снабжаются интенсивной черной окраской.

Но для таких работ краска наносится не намазыванием, а производятся следующие операции: разводят в горне огонь, соответствующий по величине размерам обрабатываемого предмета.

Огонь не должен дымить (лучше всего употреблять для этого кокс).

Затем смазывают предмет обыкновенным льняным маслом и подвергают действию огня, но лишь на такое время, пока масло не испарится и остаток его не пригорит к железу.
После охлаждения крепко натирают предмет тряпкой, слегка пропитанной льняным маслом.

Чем более гладкую поверхность получило железо при обработке, тем красивее будет выглядеть глубокая черная окраска.
Окраска эта чрезвычайно прочна и прекрасно защищает от атмосферных влияний.

Чтобы протравить железные части в черный цвет, они должны быть чистыми, блестяще выправлены и отполированы.
Потом их смазывают жидким маслом и посыпают древесной золой, затем их держат над раскаленными углями, пока не получится побежалый черный цвет.

После охлаждения предметы промываются в воде, к которой добавлено несколько капель серной кислоты, и тотчас же основательно вытираются грубой чистой тряпкой.
Натирание маслом защищает изделие от воздействия воздуха.

Чтобы сделать железо особенно мягким, его нагревают докрасна, быстро охлаждают в мыле, нагревают опять до красного каления и, уложив в известковый порошок, дают медленно остыть.

При обработке таким способом железо делается очень тягучим и мягким.
 
11. Перевод рисунков для гравирования на металлические поверхности

Советуем взять рисунок, который желательно перевести, и сделать с него обратный рисунок (через стекло).

Затем покрыть металлическую поверхность слабым водным раствором гуммигута (желтая акварельная краска), положить обратный рисунок на высохшую поверхность и прогладить гладким предметом (агатом или просто ногтем большого пальца).

Контур, сделанный свинцовым карандашом, отчетливо переносится, и рисунок может быть гравирован иглой и грабштихелем.
12. Химические способы травления металлов

Травлением называется способ воспроизведения с помощью химических средств рисунков, орнаментов, надписей и т.п. на поверхности металлических предметов.

Травление производится двумя способами: можно покрыть веществом, на которое действует протрава, все линии и поверхности рисунка; можно, наоборот, защитить от действия кислот все промежутки, оставляя линии и поверхности рисунка свободными.

Если потом покрыть всю поверхность кислотой, то в первом случае рисунок получится слегка рельефным, во втором - рисунок выйдет углубленным.

Как ни проста, на первый взгляд, операция травления, начинающие часто терпят неудачу, особенно при травлении тонких и сложных рисунков.

Прежде чем наносить предохраняющее покрытие, обрабатываемую поверхность следует тщательно очистить от тонкого налета ржавчины, жира и иной грязи.

Приставший к поверхности жир можно удалить промыванием в спирте или бензине, прокаливанием или, наконец, провариванием в растворе соды или едкого натрия.

Очищенный от грязи и жира предмет погружают в 10%-ный раствор серной кислоты и оставляют в ней до тех пор, пока не исчезнет темный налет ржавчины.
После этого обрабатываемую поверхность можно отполировать, если форма предмета позволяет и назначение его не противоречит этой операции.

Но подобная предварительная полировка не обязательна.
До вычищенной поверхности нельзя дотрагиваться голыми пальцами, так как на них всегда есть большее или меньшее количество жирового вещества, а на жир протрава не действует.

Когда протравливаемая поверхность вычищена настолько, что имеет свежий металлический блеск, приступают к нанесению предохранительного покрытия.

Хорошее покрытие можно приготовить следующим образом: расплавляют 1 часть асфальта и 2 части мастики, смесь перемешивают и добавляют к ней 2 части белого воска.

По охлаждении этот состав формуют в шарики и конусы, которые завертывают сначала в тряпочку из тонкого плотного полотна, а сверху - в сухую тафту.

Состав наносится на поверхность следующим образом: обрабатываемый предмет подогревают и, слабо надавливая на поверхность, водят по ней равномерно массой, завернутой в тафту; при этом состав тает и просачивается сквозь тряпку, покрывая тонким слоем натираемую поверхность.

Когда это покрытие затвердеет, его покрывают тонким слоем свинцовых белил, мелко растертых и распущенных в растворе гуммиарабика.
Затем при помощи синей бумаги на белую поверхность переводят требуемый рисунок или надпись.

Все места, которые требуется вытравить, проскабливают до поверхности металла.
Тонкой и острой гравировальной иголкой можно воспроизвести даже тончайшую тушевку рисунка.

Если хотят протравить простую фигуру или надпись, то предохранительное покрытие можно разбавить какой-нибудь жидкостью, например скипидаром, до консистенции густой масляной краски.

По такому покрытию можно воспроизвести требуемый рисунок от руки иглой или даже стальным пером.
13. Гальванический способ травления металлов

Кроме вышеописанного травления металлов химическим путем, существует еще один способ травления с помощью гальванической батареи.

Этот способ имеет много преимуществ перед химическим.
Сама операция травления гальваническим способом происходит гораздо быстрее, а контуры вытравленного рисунка получаются более резкими и отчетливыми.

В состав протравы не входят едкие кислоты, вследствие чего не образуется вредных для здоровья газов.

Если рассмотреть через лупу рисунок, вытравленный химическим способом, то окажется, что края отдельных углубленных линий неровны и что, чем глубже линия, тем она шире протравлена.

При гальваническом способе травления края отдельных линий получаются совершенно гладкими, а стенки углублений вертикальными.

Описанный выше способ предварительной обработки предмета применяется и при гальваническом травлении.

Обработанный предмет, служащий анодом, подвешивают в ванну, содержащую протраву, на проволоке, которая припаивается оловянным припоем к непокрытому месту; место спайки покрывается лаком.
Другой конец проволоки соединен с пластинкой того же металла, служащей катодом.

В качестве протравы для стали и железа употребляется железный купорос или раствор нашатыря; для меди, латуни и бронзы - раствор медного купороса; для цинка - цинковый купорос или раствор окиси хлористого цинка.

Если разные части рисунка требуется протравить до различной глубины, то через некоторый промежуток времени предмет вынимают из ванны, споласкивают те места, которые не требуется вытравлять глубже, и наносят на них предохранительное покрытие, а затем снова подвешивают предмет в ванну и продолжают травление.

Составы для травления: меди*:
1 часть спирта, 1 часть хромовой кислоты, 10 частей воды.
алюминия*: 1 часть спирта, 1,5 части уксусной кислоты, 1 часть хлористой сурьмы (сурьмяного масла), 10 частей воды.
свинца*: 8 частей спирта, 5 частей двухлористого олова, 80 частей воды.
 
14. Черная протрава для алюминия

Поверхность предмета из алюминия полируют сначала мельчайшим порошком наждака, затем смазывают оливковым маслом и нагревают, при частом смазывании этим маслом, над спиртовой лампой до тех пор, пока оливковое масло не окрасится в черный цвет.

После этого нагревание прекращают и по охлаждении предмета вытирают масло тряпкой.
 
15. Черная протрава для железа и стали

Воронение железа и стали, имеющее своей целью, с одной стороны, придать поверхности этих металлов красивый вид, а с другой - предохранить их от ржавчины, состоит, как известно, в том, что металлические поверхности, тщательно отшлифованные и очищенные от жира и грязи, натирают различными смесями из соответственно выбранных веществ и подвергают затем воздействию высокой температуры.

Приводим некоторые наиболее практичные и быстро действующие составы для воронения:
1 часть азотнокислого серебра (ляписа), 500 частей воды;
1 часть хлористой сурьмы, 1 часть оливкового масла; 2 части хлористой сурьмы, 2 части хлористого железа (кристаллического);
4 части медного купороса, 3 части железных опилок, 14 частей азотной кислоты (крепкой водки), 26 частей спирта, 200 частей воды.
 
16. Черная протрава для меди

Готовят насыщенный раствор сернокислой меди и добавляют в него нашатырный спирт до тех пор, пока смесь не примет яркий прозрачный синий цвет.

Обрабатываемая вещь опускается в этот раствор на несколько минут, затем вынимается и слегка нагревается до тех пор, пока не почернеет.

Есть еще другой способ.
Медная вещь, подлежащая чернению, очищается сначала тонкой наждачной бумагой, после чего до ее очищенной поверхности стараются не прикасаться пальцами.

Затем она или погружается в жидкий раствор хлористой платины, или смачивается им при помощи кисти.
Раствор этот, если он не имеет кислой реакции, слегка подкисляется соляной кислотой.

Очень прочное чернение медных изделий получается в том случае, если погрузить их в насыщенный раствор металлической меди в азотной кислоте и затем слегка нагреть.
Категория: Информация | Просмотров: 1353 | Добавил: semglass | Теги: книга, советы, документ, рецепты, технология, народ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: