14:46 История рекламы МММ.От первых лиц. | |
Не было рекламного агентства. Не было четко продуманного брифа. Не было маркетинговой стратегии. Не было команды профессиональных рекламистов. Бахыт Килибаев — генеральный продюсер киностудии «Граждане». Родился в 1958 г. В 1985 г. окончил сценарный факультет ВГИКа. Сценарист, кинорежиссер. Фильмы: «Трое», «Женщина дня», «Клещ», «Игла», «Гонгофер». Работы: МММ, предвыборная кампания Явлинского, НТВ-Плюс. Бахыт Килибаев: Дело было так. В 1989 году я оказался в Москве, искал деньги для своего фильма «Гонгофер». Познакомился с одним человеком из рекламного агентства, тот, в свою очередь, был знаком с начинающим предпринимателем Сергеем Мавроди. Забавная история: когда Мавроди понадобилось рекламировать свой бизнес, он открыл первую попавшуюся газету и выбрал агентство, которое находилось ближе всего к его дому. Вот, собственно, и весь тендер. Деньги на фильм находились с трудом, и тот самый знакомый из агентства посоветовал мне сходить к Сергею — мол, у него денег много. Тот удивительным образом сразу согласился финансировать картину, мы достигли определенных финансовых договоренностей — с проката фильма он должен получить проценты. Когда фильм был снят, система кинопроката рухнула, все наши договоренности полетели к черту. К этому времени в съемочной группе сложился бодрый коллектив, так бывает в кино: как только люди срабатываются и начинают показывать результат, срок работы уже заканчивается. Мы не хотели расставаться и, пока искали себе дело, я попросил Сергея подержать нас еще месяц-другой на своей шее, он согласился. Мы вынуждены были заняться чем-то, что связано с нашей профессией, а тогда это была реклама. Потом появилась «МММ-Студия».
Мы практически больше ни на кого не работали, заказов не искали. Гостиница нам оплачивалась, зарплату получали у Мавроди. Мы жили сегодняшним днем.
Безусловно, я чувствовал ответственность за то, что люди понесут деньги в МММ. Но я же знал планы Сергея и не думал, что все так обернется.
А как продавать? Как можно энергичней! А что для этого делать? Цены надо опустить. Как цены опустить? Мы же покупали это дороже! Неважно, за сколько мы это покупали, это никого не интересует, важно сейчас расстаться с этим товаром и работать дальше.
И мы снимали ролики про телефоны, которые стоили каких-то мизерных денег. Девушка в ванне, вся в пене, с телефоном в руке, и стрелочка указывает, что этот телефон стоит, например, пятьдесят рублей. Мавроди любил девушек в рекламе, он считал, что девушки продают все. И чем меньше на них одежды, тем лучше они это делают. После этих роликов тогда народ сметал весь товар вмиг, просто толпы за этими телефонами стояли. Я думаю, что такая реклама продавала не по причине особенного креатива, просто само торговое предложение было уникальным. Низкая цена и интенсивность показов — вот основные киты. Мавроди всегда понимал важность интенсивности эфиров. На мой взгляд, он был самым продвинутым клиентом. Он просто твердо знал, для чего ему реклама нужна. Да, для того, чтобы продавать продукт, для того, чтобы продвигать бизнес и его интересы. Например, как он стал всем известен? Он сделал день бесплатного метро для москвичей. И все. Этого хватило, чтобы все узнали про МММ.
Почему я знаю это наверняка? С предложением сделать рекламу ко мне обратился фонд «Московская недвижимость». Помните, «Московская недвижимость всегда в цене!» Так как зарплату я получал у Сергея, необходимо было поставить его в известность. Я спрашивал его: «Надо ли этим заниматься?» — «Да, конечно, занимайся!» — «А не может ли так выйти, что я буду работать против тебя?» — «Нет, ерунда. Занимайся, делай». Я и сделал. После этой рекламы в «Московскую недвижимость» выстроились толпы людей. Могу даже сказать, почему. Эфирилась эта кампания не очень интенсивно. Все дело в том, что тогда в приватизации никто толком не разбирался, для среднестатистического россиянина это был темный лес. Почему ваучер? Что с ним делать? Какой в нем смысл? Никто не знал. А мы нашли уверенный дикторский голос, довольно известный, с хрипотцой, и он в бешеном темпе, почти нечленораздельно, говорил о том, что «Московская недвижимость» всегда в цене, что это супер, быстрей отдавайте туда свои ваучеры.
Такая уверенность и непоколебимость сыграли решающую роль.
Эта кампания вышла, весной 1993 года. К этому времени Сергей тоже решил заниматься ваучерными фондами, он ездил по пунктам «Московской недвижимости» и говорил мне: «Бахыт, это же наши клиенты! Зачем они там стоят? Давай делай что-нибудь такое, чтобы люди перестали стоять в тех очередях, а перешли в наши!» И вот тогда мне пришлось придумывать что-то против себя самого.
Конечно, у меня были сомнения, я понимал, что это не шедевр кинематографического искусства, что это, безусловно, критикуемо. Основная задача такая: надо было показать народу сам механизм действия акций. Сегодня вы купили акции за одни деньги, завтра вы их сдали и получили больше. Идея того, что якобы реальные люди с улицы рассказывают про то, как им с акциями жить хорошо, уже была обкатана на «Московской недвижимости», она оправдала себя на сто процентов. Поэтому я ничего нового не стал придумывать.
Никаких особых сценариев не было, не писал я ничего. Когда оказался на монтаже, то стал думать: что со всем этим материалом мне теперь делать? Как складывать? Нашел форму с титрами, которые создавали в ролике последовательность событий («Прошло 20 дней»), потом появился закадровый голос, который был призван объяснить, что перед нами Марина Сергеевна или Леня Голубков, они покупают акции, а потом получают хорошие деньги и т.д.
Вдруг звонит мой знакомый и сообщает, что к нам едет очень известная мексиканская актриса, которая «просто Мария», и он интересуется на всякий случай, нужна ли она мне. Конечно, нужна! Она приехала со всей своей семьей. Попросили, чтобы им по Москве провели экскурсию, мы их на микроавтобусе возили. Заплатили за нее столько, что на эти деньги можно даже сейчас квартиру в Москве купить. Снималась она со всеми героями. Иван с ней танцевал, в камеру заглядывал и говорил: «Это я — Иван Голубков. А это... просто Мария». По-моему, она не вполне понимала, что происходит вокруг. Единственные ее реплики за всю работу — это «Си, си». Все съемки заняли часа два-три.
Рекламная кампания МММ представляет из себя мыльную оперу, в которой герои присутствуют из ролика в ролик, с ними постоянно что-то происходит. Я особо не задумывался над этим тогда, это было сделано не специально. Понятно же, что после того, как герои один раз появились, глупо их менять на других. А если они остались, значит, с ними что-то должно случаться.
Нельзя было все ролики делать функциональными. Ведь смысл историй не только в том, что Марина Сергеевна акции покупает и продает. Она ведь еще и одинокая женщина, никому не верит. «Надо же! — не обманули», — говорит она, когда получает проценты. Был такой ролик, где Марина Сергеевна сидит перед зеркалом и плачет, что ее суженый пропал куда-то на два месяца, а он приходит и говорит: «Не плачь, Марина. Я должен тебе признаться. Я — Герой Советского Союза, капитан подводной лодки». Из каждого блока роликов можно было делать функциональными только один-два, все остальные должны были быть анекдотами.
Было необходимо охватить все слои населения. Понятно, почему мы показывали пенсионеров. Потому что в стране всегда много пенсионеров. Средний возраст — это Леня, его жена и брат Иван. Леня дурака валяет, брат работает шахтером в Воркуте. Тогда общество делилось на безработных и работающих. И еще были студенты со своими проблемами. В роликах отражалась реальная на тот момент жизнь, реальные проблемы нашего общества. Леня мечтает купить жене сапоги. Хорошие сапоги — это тогда было сильно.
Я думаю, что люди узнавали в них не себя, не с собой ассоциировали.
Может быть, со своими знакомыми, соседями, дальними родственниками.
В общем, с теми, кого они считают по сравнению с собой глупыми и недалекими людьми. Человеку свойственно думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Есть два мнения по поводу героев МММ. Одни утверждают, что они — редкостные глупцы, каких еще надо поискать. Другие говорят, что таких, как Леня Голубков, у нас полстраны. А я ведь только потом понял, как на самом деле действовал наш механизм. Что сказал умный человек, увидев рекламу МММ? Примерно так: «Лоходром для болванов! Какие олухи понесут туда деньги?» Представим, что этот «умный» идет по улице и видит около пункта приема акций МММ очередь. Он останавливается и говорит: «Вы — идиоты! Вы чего здесь стоите? Вас кинут! Деньги ниоткуда просто так не приходят». Люди не спорят с ним, молча покупают акции. Идет этот же «умный» человек через пару недель и опять видит очередь. Он снова начинает распаляться: «Чего вы тут стоите?» А потом смотрит — а курс акций-то поднялся! Невольно он начинает считать: если бы в прошлый раз купил акции, то сколько бы сейчас прибыли было? Все! В этот момент он наш! Как он рассуждает? Это эти глупцы пролетят, но я-то умный. Я всегда пойму, когда нужно уйти.
Непосредственно в приемных пунктах МММ работали социологи, которые постоянно опрашивали вкладчиков на тему их основных опасений и вопросов по отношению к МММ. Я ежедневно получал эти данные. Рука была на пульсе — подобные опросы вычленяли основные проблемы, страхи потребителей. То есть когда я готовил очередную серию роликов, то уже понимал, что является самым наболевшим в среде вкладчиков. Когда в газетах поднималась шумиха вокруг МММ, то супружеская пара студентов Игорь и Юля говорили: «Было бы плохое дело, так и не писали бы вовсе. У нас вечно все хорошее ругают». Если вкладчики не понимали, как работает сама система, то Ленина жена, Рита Голубкова, рисовала незамысловатую табличку и объясняла: «Система МММ похожа на кассу взаимопомощи». Иван Голубков, брат Лени, выражал свои сомнения по поводу его действий: «Вот я — рабочий человек! Я по честному свои деньги зарабатываю, а ты что?». В данном случае Иван озвучивал наиболее распространенное мнение о вкладчиках МММ.
Леня парировал: «Я не халявщик, я — партнер».
Когда мои знакомые узнавали, что я эти ролики снимаю, то часто предлагали свои собст-венные сюжеты. Вся группа, начиная от водителей и заканчивая администрацией, директорами, которые обслуживали эти съемки, имела право голоса. Всякая ересь, которая в голову залетала и казалась дичью, была нормальной. Были ролики, которые в эфир не пустили, а мне они нравились.. Например, про брата Голубкова. Воркута, шахтеры сидят за столом и пишут письмо Ельцину. А-ля картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Все сидят плотно, в центре Иван, идет коллективное сочинение письма, шахтеры диктуют: «А теперь напиши ему: "Пень ты дубовый!” А в конце они все хором раскатисто поют: "Как на шахте угольной...”
У меня есть своя версия, почему Леня Голубков стал народным героем. Потому что он похож на Микки Мауса. Во-первых, чисто внешнее сходство: нос вздернутый, ушки оттопырены. Во-вторых, Микки Маус — это такой маленький упорный мышонок, который, несмотря ни на что, противостоит всем невзгодам и бьется до последнего. Классика жанра, гоголевская тема. "маленького человека”. Все ему говорят: "Ты — мышь, ты тут никто. Есть умные коты, вот ты им в рот и смотри”. А Маус (то есть Леня) идет к своей цели и говорит: "Нет, я партнер, а не халявщик! | |
|
Всего комментариев: 0 | |